Музыка планет

muzika

СЕМИРА И В.ВЕТАШ
МУЗЫКА ПЛАНЕТ

смысл и цвет музыкальных тональностей (отрывок из статьи)

Астрология и музыка — две ветви культуры, которые наиболее явно описывают нашу психику: музыка — как искусство, астрология — как наука. Они основываются на одних и тех же свойствах резонанса человеческой души, выявляя то, что ей созвучно. Поэтому Зодиак тоже может звучать. А средствами астрологического аппарата можно рационально описать психологический смысл музыки.

Как мы можем сопоставить звуки музыки планетам или знакам Зодиака? Нота в современной музыке сама по себе не имеет  определенного значения: она получает его только в соотнесении с другими нотами. Зато определенный психологический смысл стоит за музыкальной тональностью, для которой данная нота является опорным звуком. Это позволяет нам сопоставлять общепринятый в музыковедении спектр значений музыкальной тональности с тем символическим образом, который стоит за планетой или знаком Зодиака.

Когда-то нот, как и планет в средневековой астрологии, было семь. Но гораздо раньше, чем астрология перешла от средневекового септенера к системе 12 планет,  соответствующих 12-ти знакам Зодиака, музыка вышла за рамки семи нот, и с введением равномерной темперации окончательно установилась 12-ступенная гамма. Сейчас мы к открытым десяти планетам добавляем гипотетические Прозерпину и Вулкан,  чтобы знаки Девы и Весов также имели своих полноправных управителей, а на практике используем самый крупный из астероидов Солнечной системы Цереру и планетоид Хирон как их заместителей. И, таким образом, 12 музыкальных тональностей, каждая из которых берет за основу определенную ступень, можно соотнести с 12-ю планетами. 

Самыми музыкальными планетами в астрологии считаются Юпитер и Нептун (Юпитер — по септенеру, Нептун — по системе 12-ти планет). И поэтому не случайно в дошедшей до средневековья пифагорейской традиции, говорившей о «музыке сфер», основой наиболее привычного нашему слуху звукоряда (мажорной гаммы) является Юпитер. По этой средневековой системе, которую описывает французский оккультист Фабр д’Оливе, ноты гаммы соответствуют планетам септенера таким образом:

ДО   — Юпитер 

РЕ   — Марс

МИ   — Солнце 

ФА   — Меркурий

СОЛЬ — Венера 

ЛЯ   — Луна

СИ   — Сатурн 

Этот порядок нот аналогичен порядку планет в системе семиконечной Звезды Магов, которая является основой средневековой астрологии, с той лишь разницей, что Венера и Меркурий в нём меняются местами. Звезда Магов, вершинами лучей которой являются семь планет, описывает последовательность дней недели (если 24 раза пройти по лучам звезды: отсчитывая 24 часа, то начав, скажем, с точки понедельника, которому соответствует Луна, мы попадем в точку вторника, которому соотвествует Марс[1]). 

В средневековой астрологии планет, как некогда и нот, было семь (точнее, пять планет, Солнце и Луна, которые в астрологии тоже попадают под категорию «планет»). Эти семь планет традиционно соответствуют спектру радуги, и такая последовательность в цветовом отношении является оптимальной, так как Меркурий в цветовом отношении ближе к тонам ян (мужским, красно-желтым), а Венера – инь (женским, сине-зеленым). 

Расширим средневековую шкалу до 12 нот и заполним пропуски недостающими планетами по смыслу, имея в виду, что переход между звуками должен быть плавным. Тогда между Юпитером и Марсом встанет Плутон, имеющий властные качества обоих. Рядом с Меркурием окажется сливающийся со светилом Вулкан или Хирон (первый из открытых астероидов-кентавров, занимающих промежуточное место между видидими и невидимыми глазом планетами: между Сатурном и Ураном и символизирующий роль посредника между высшим и низшим мирами. Это мифический учитель героя Геракла, певца Орфея и врача Асклепия.) Отношением к культуре и искусству, эстетизмом и творческой функцией, ощущением покоя равновесия (что делает его управителем знака Весов) Хирон сходен с Венерой, а посреднической ролью — с Меркурием. 

Между Хироном и Венерой окажется Прозерпина или Церера, сочетающая рациональность и природное начало Венеры. (Прозерпиной иногда называют гипотетическую планету за Плутоном, которая вызывает отклонения его орбиты. Церера – самый большой из пояса астероидов, расположенных между Марсом и Юпитером. Это значимая точка Солнечной системы, поскольку согласно законам Кеплера, в этом месте должен быть равноправный планетам небесный объект). Образ Цереры и Прозерпины: символизирующих взаимопереход жизни и смерти и связанных с началом осени и знаком Девы, связывает единый греческий миф о смерти и возрождении природы.

А между Луной и Сатурном поставим Нептун, планету души и веры, религии и высшей любви: сочетающую лиричность Луны и пассивное фаталистическое смирение Сатурна. Можно также вспомнить, что Си бемоль, соответствующий этой планете, в системе звукоряда предшествовал Си как более музыкальный звук (он обозначается буквой В, второй по счету, в то время как звук Си был введен позднее, получив в соответствие букву Н), а потому естественно сопоставить его самой музыкальной планете. На оставшееся место не часто используемых музыкантами тональностей Соль диез/Ля бемоль неожиданно встанет резкий Уран между Венерой, сходной с ним светлыми эмоциями, и мечтательницей-Луной, близкой с ним фантазиями.

А теперь для проверки получившейся системы используем традиционные музыкальные значения тональностей, соответствующих 12-ти ступеням гаммы. Кроме того, сопоставив гамме радужный спектр, разделенный на 12 частей, можно подтвердить это распределение также цветом. Многие композиторы «видели» цвет тональностей, и, хотя полного единства в их взглядах нет, система сопоставления гаммы и радуги остается наиболее бесспорной[2].

В сводной таблице приводится соответствие нот и планет, цвет по радужному спектру и значение тональности из музыковедческой литературы[3]. Для описания использовался главным образом мажор, значение которого проявляется более ярко. После трактовки приведены примеры наиболее известных произведений данной тональности.


тональ-

ности

планета,

ее
мифологический образ

и
цвет

архетипическая идея и
эмоциональная

характеристика

планеты

характеристика

тональностей

в
музыковедческой

литературе

примеры

классических

музыкальных

произведений

ДО  

ЮПИТЕР:

громовержец,

царь
богов

……………….

ПУРПУРНЫЙ

торжественность,
достоинство  
 

Общественное объединение,
высота

мысли,
романтизм устремленность, уверенность, оптимизм, удача,
справедливость и праведный
гнев.  

Торжественность, свобо-

да,
героика, патетика, общественное звучание, официальное признание, обычная
жизнь, 

духовность в мире.

Симфония «Юпитер» Моцарта,
Большая симфония Шуберта, 5 симфония Бетховена, «Славься» Глинки, 2
концерт Рахманинова, Торжественная увертюра Сметаны, Революционный этюд
Шопена

ДО #

и

РЕ
Ь

 

ПЛУТОН:

подземный мир и смерть, власть
и богатство недр

………………..

БАГРЯНЫЙ:

cтрастность

Скрытые
ресурсы, потенциал к трансформации, страсть и страдание, затаенные
инстинкты, магичес- кое, запредельное и сокровенное.

Углубленно-лиричес-

кая
тональность, чув- ственность (в миноре),

важность (в мажоре).

Лунная
соната Бетховена, Концертный этюд Листа, 7 симфония Прокофьева, Прелюдия
ре-бемоль мажор Скрябина, «Колыбельная» и вальс cis-moll op.64 Шопена

РЕ  

МАРС:

военный
лидер и пастух, природная стихия огня и войны и контроль над ней

……………….

КРАСНЫЙ:

активность[4]

Весеннее плодородие, разрушение
и возрождение из пепла, воля личного «я»,активность и инициатива, сила,
смелость,  решитель- ность, радость, порыв и неистовство, напор и
самоотдача.  

Блеск, радость, страстность,
лично-собственная, сияюще-солнечная тональность, 

проявление в мир.

В
миноре – роковой драматизм.  

9
симфония Бетховена,

5
симфония Шостаковича, «Магнификат» Баха, симфония «Реформация»
Мендельсона, Трагическая увертюра Брамса,

Реквием
Моцарта

РЕ
#

и

МИ
Ь


СОЛНЦЕ:
покровитель цивилизации и героев

………………..

ОРАНЖЕВЫЙ

энергия

Всеохват жизни, пол- нота и
совершенство, самобытность и досто- инство, благодарность, великодушие,
покровительство, теплота.  


Героика,
величественность, 

тепло, комфорт.

Концертная симфония Моцарта,
Героическая симфония Бетховена,
Рейнская симфония Шумана, Революционный
этюд Скрябина

МИ  

МЕРКУРИЙ: вестник богов и
проводник в мир иной……………….

ЖЕЛТЫЙ:

контакт

ахром.
БЕЛЫЙ:

потеря
границ  

Рациональная функция: энергия
разума, интеллект и знания, открытость, переход границ, любопытство,
контакт, переменчивость,игра, быстрота, легкость.

Свет, сияние, тепло;
всепримиряющая тональность, покой, 

«свет смерти (бездны)»;
многообразие, поверхностность, плюрализм.

«Весна»
Вивильди, симфония «Из Нового Света» Дворжака, 4 симфония Брамса, 2 часть
Неоконченной симфонии Шуберта, 5 симфония Чайковского, 1 симфония
Скрябина

ФА[5]

ВУЛКАН:

кузнец
и творец культуры

……………….

ЛИМОННЫЙ:

утонченность

Бог
законов: мирных договоров и брака, партнерство, гармония, равновесие,
защищенность, чувство меры, культура, творчество, эстетизм

Пасторально-идиллическая
тональность,

естественность, спокойствие,
простота, мечты, нераздельность человека и природы, духовность
природы.  

6
симфония «Пасторальная» Бетховена,»Органные пасторали» Баха, «Осень»
Вивальди, 1 сюита «Музыки на воде» Генделя, 3 симфония Брамса,
«Апассионата» Бетховена

ФА
#

и

СОЛЬ
Ь

ЦЕРЕРА:

мать-земля и ее
дети-растения

………………..

ЗЕЛЕНЫЙ:

ахром.СЕРЫЙ

естественность

Умирание и возрождение
растительности, преображение, исполнение закона, порядок, практичность,
дисциплина, трезвость, долг.  

Сухость, жесткость,
духовность, мрачность статичность; в миноре спокойствие. В классике
редко используется, но характерна для новатора- Скрябина.

Фа диез:соната N1 Шумана; сонаты N4,
7, симфоническая поэма «Прометей», фортепианный концерт Скрябина. 

Соль бемоль: 3 экспромт Шуберта

.

СОЛЬ

 

ВЕНЕРА:
звезда любви и красоты

………………..

БИРЮЗОВЫЙ

свежесть,

нежность.

Природа, жизненность, юность,
проявление чувств и эмоций, любовь, обаяние, мягкость; созидание, изобилие
счастье, красота;удовольствие, наслаждение, нега.

Веселая, безразличная,
идиллическая; пассив-

ное
жизнеутверждение природы, природа в собственном смысле слова. В миноре – ламентозная, грусть
природы, эмоции.

«Музыка
на воде»Генделя, 

40
симфония Моцарта,

3 и 4
Бранденбургские концерты и менуэты Баха.
Одна из самых
часто
встречающихся тональностей. Очень характерна для Вивальди.

СОЛЬ
#

и

ЛЯ
Ь

УРАН:
бог ясного Неба, демиург

………………..

ГОЛУБОЙ:

удаленность,

идеализм

Пространство, свет, мысль, дух;
новое, неожиданное, оригина- льное, резкость пере- мен, универсализм,
свобода, альтруизм  

Благородство,

оригинальность,
высокопарность свежесть. Эти тональности редки для симфонических
произведений.

Ля бемоль характерна для
романтиков. В ней написаны 6 из 17 вальсов Шопена, фортепианные сочинения
Шуберта. 

Соль бемоль: 2 соната Скрябина.

ЛЯ

ЛУНА:
богиня материанства (рождающая Месяц) и счета времени

………………..

СИНИЙ:

отвлеченность

романтичность

Преемственность существования
(молоко — образ напитка бессмертия). Душа и ее память: внутренний мир;
воображение, мечтательность, сентимен- тальность, грусть.


Лирическая, личная
тональность, душа. В миноре – душевные переживания, грусть. В мажоре
– благородно- торжественная музыка: жизнь, проявленная в человеке.

7
симфония Бетховена, Итальянская симфония Мендельсона, полонез
Огинского. 

Самая
популярная тональность песенной лирики.  

ЛЯ
#

и

СИ
Ь

НЕПТУН:

морские
боги

……………….
P>

УЛЬТРАМАРИН:

трансцендентный

Непостижимый исток жизни, ритмы
музыки, растворение, слияние, созерцание,  тайна, вера, высшие идеалы,
блаженство, эйфория, покой, вечность

.

Высшая любовь, 

ликующее
признание, 

зенит
счастья, 

лирика до страсти.

1
концерт Чайковского,

6
Бранденбургский концерт Баха, 

2
фортепианный концерт Брамса,

4
симфония Бетховена,

33
симфония Моцарта.

СИ

САТУРН:
боги земли, времени и судьбы, предки

………………..

ФИОЛЕТОВЫЙ

ахром.ЧЕРНЫЙ

скорбь,
тяжесть

 

Материя, ограничения, время,
судьба, ответственность, гнет, концентрация, сжатие, достижение,
результат, мертвое, застывшее.

Напряженно-драма- 

тическая и скорбная
тональность судьбы и смерти, меланхолия, смирение, глубинная
духовность.

6
симфония Чайковского, Неоконченная симфония
Шуберта, 2 концерт
Паганини. Особое значение имеет для Баха, а у Моцарта встречается
редко.

.

 Таким образом, опора на древние архетипы углубляет понимание смысла тональностей, выстраивая бессознательные и субъективное психологические ощущения в объективную систему общечеловеческого восприятия. То, что система музыкальных тональностей, как и система планет со временем была дополнена (от 7 различаемых элементов до 12-ти) свидетельствует о развитии эстетического восприятиячеловека. (Аналогично и система цветов: язык свидетельствует о том, что желтый и зеленый не различались в русском, или зеленый и синий – в японском языке: некогда древние люди различали три цвета, сегодня мы видим 700 оттенков. Зрительная функция ушла несколько вперед по сравнению со звуковой.) Из таблицы видно, что наиболее дисгармоничные и наименее доступные классике тональности соответствуют планетам трансформации — Урану и Прозерпине (так иногда называют гипотетическую планету за Плутоном, которая вызывает отклонения его орбиты). Или Церере (эта самый большой из пояса астероидов, расположенных между Марсом и Юпитером. Это значимая точка Солнечной системы, поскольку согласно законам Кеплера, в этом месте должен быть равноправный планетам небесный объект). Образ Цереры и Прозерпины: символизирующих взаимопереход жизни и смерти и связанных с началом осени и знаком Девы, связывает единый греческий миф о смерти и возрождении природы. 

[6] показывают, что эстетическая информация закономерно находится в противофазе с семантической
(новой в смысловом отношении). Уран же и Церера/Прозерпина — это то, что трансформируют нашу жизнь и вносит в неё принципиально новое.

В целом тональности с большим количеством знаков порой воспринимаются «жесткими» (резковатыми для слуха: в этом смысле, например, окраска си мажора помогает выразить Чайковскому в 6-й симфонии «торжество сил зла»). И это согласуется с жестким (психологически зачастую неприятным) влиянием соответствующих планет (в данном случае Сатурна). Безусловно, предпочтение композиторами тональностей связано также с особенностями их личного гороскопа. Так, Балакирев, будучи Козерогом, предпочитал Си. В гороскопе Вивальди, для которого характерна тональность Соль, Венера — самая проблематичная планета (наибольшая дисгармония карты — квадрат Луны с Венерой, а Луна сильная, в Раке — и толкала его на творчество). Одна из характерных для Моцарта тональностей — Ре мажор, дававшая возможность добиться яркого звучания скрипки — и Марс в гороскопе Моцарта несет на себе второй по напряженности аспект его гороскопа после оппозиции Солнце-Нептун, сделавшей Моцарта композитором (что показывает, как у великой личности достоинствами становятся и проблемные точки гороскопа. Более подробный анализ предпочтения тональностей в связи с гороскопом композитора представил бы интерес, но выходит за рамки данной статьи, цель которой — сделать шаг к единой картине мира, обратив внимание на астрологическую модель как возможный инструмент культурологических исследований).

Интерпретация тональностей через разработанные астрологией образы планет может не только дать понимание личности композитора, но и в явном виде раскрыть содержание произведения. Например, в увертюре Чайковского «Ромео и Джульетта» происходит движение от Си минора к Ре бемоль мажору — от Сатурна к Плутону: это идея страсти (Плутон), побеждающей смерть (Сатурн). Побочная партия в экспозиции проводится в Ре бемоль мажоре, в репризе — в Ре мажоре, а в коде есть переход к Си мажору: тональности Плутона — Марса — Сатурна: от страсти — к борьбе — и смерти.

Не только планета может прояснить значение тональности, но и свойства тональностей могут добавить информацию о качествах планет. Так, тональности Си бемоль и Ля бемоль (Солнца и Урана) близкородственны к одноименному минору. И мы можем сказать, что символизирующие собой качества всеохвата и разумного начала Солнце и Уран объединяют в себе грустное и радостное так, что наше отношение к тому и другому перестает различаться. Таким образом, мы видим, что сопоставление планет и тональностей имеет смысл и может оказаться продуктивным как для музыковедения, так и для астрологии. 

Через значение планеты каждому знаку Зодиака также можно сопоставить определенную тональность и произведения, написанные в этой тональности. 

Кроме того, каждому знаку Зодиака ближе определенный характер музыки, который наиболее полно выражает в своем творчестве композиторы, родившиеся в этом знаке[7]  (О цветовидении тональностей у разных композиторов можно почитать в книге «Поэма огня» Ванечкиной и Галеева.(Об этом смотри главу «Музыка» из книги «Астрология творчества» с анализом гороскопов композиторов, включающим все наиболее значимые астероиды для анализа творчества.  

Таким образом, через гороскоп каждому человеку теоретически можно подобрать его музыку, которая была ему близка и гармонизировал бы качества его личности. 


[1]  Соответствия названий дней недели планетам являют общечеловеческую универсалию и до сих пор сохраняются во многих языках: от английского и французского до хинди и японского.

[2] Необходимо сделать оговорку. Так как в действительности До диез не равен Ре бемолю, а также существует различие мажора и  минора, Плутону будут соответствовать не одна, а три тональности: Ре бемоль мажор, До диез мажор и До диез минор, которые с точки зрения квинтовых соотношений не считаются
родственными. Однако в рамках нашего подхода, проецируя тональности на 12 ступеней, мы можем ограничиться высотной координатой и условно считать До диез равным Ре бемолю. Все же, как более сложную систему, приведем квинтовые круги родства мажорных и минорных тональностей и соответствующие им планеты и по септенеру, и по современной системе. Квинтовый круг тональностей образуется из музыкального септенера так же, как из Звезды Магов получается последовательность дней недели.  Описанные двойной
системой планет, тональности До диез и Ре бемоль различаются. 
  

|———————————————————мажор————————————————-|

доь   сольь  реь  ляь  миь    сиь   фа    до    соль   ре   ля    ми     си    фа#   до#  соль#  ре#  ля#


                                         |—————————————————минор—————————————|

система септенера

Юпитер  Венера    Марс     Луна   Солнце  Сатурн  Мерк    Юпитер   Венера    Марс    Луна   Солнце  Сатурн   Мерк     Юпитер   Венера     Марс     Луна

 
                       |                                                      система 12-ти планет                         |

Сатурн  Церера Плутон    Уран    Солнце  Нептун  Мерк   Юпитер    Венера    Марс   Луна    Хирон    Сатурн  Церера   Плутон   Уран     Солнце   Нептун

Так как не все тональности могут быть и мажорными, и минорными, в мажорном круге Плутон попадает в область Марса или Юпитера, а в минорном — только в сферу Юпитера, и аналогично другие планеты. Таким образом, значение мажора и минора накладывает отпечаток на проявление свойств планеты. Вулкан/Хирон всегда принадлежит сфере Солнца.

[3] Трактовка тональностей цитируется по литературе:
Григорьев С. Теоретический курс гармонии. М.,1981, с.301-341.

Вульфиус П. Франц Шуберт. М., 1983, с,142-143.

Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио.Л., 1970, с.42-60.

Хохлов Ю. Шуберт. М., 1972, с.200-202.

[4] В музыке по характеристикам Римского-Корсакова и Скрябина она считается золотой (подобно тому, как в Китае наибольшая активность и позитивность ян описывается жёлтым цветом, а в более жёстком западном мире это значение передает более материальный красный).

Сопоставляя музыкальные тона планетам по цвету, следует также иметь в виду разницу между чистой (радужной) гаммой, которой мы описываем музыку, и той цветовой гаммой, которая окружает нас в повседневной жизни. В последнюю входят также смешанные и ахроматические цвета, которых нет в радуге, но которые мы обычно используем для описания психотипа человека (воспринимая его облик, окружённый материей Земли). Согласно этой гаммы
мы сопоставляем Сатурну чёрный. Но описание музыки требует чистого спектра, и Сатурн условно приобретает свечение фиолетового, наиболее тёмного цвета радуги. Система соотношений в радужной и земной гаммах несколько различны: так же как отличается наше восприятие чистых вибраций от восприятия конкретного мира.

[5] Высотные сферы звучания ФА и МИ близки и могут перекрываться, если мы будем рассматривать нетемперированный строй, поэтому тональность МИ также можно считать Меркурием, а ФА —
Хироном.  Естественно считать, например, «Весну» Вивальди написанной в тональности Меркурия, соответствующего весеннему знаку Близнецов, а «Осень» — в тональности Вулкана/Хирона, архетипа
осеннего знака Весов, хотя «Апассионата» отражает скорее простоту эмоций Меркурия. По цвету также МИ более сопоставим Меркурий, а ФА — Вулкан (Хирон).

[6] Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966, с.131.

[7] Подробнее в статье: Семира и В.Веташ «Астрологическое музыковедение и его перспективы.» в сборнике «Астрология. Век ХХ.» М, 1991 с.116-124; а также в книге: Семира и В.Веташ «Искусство астрологии». Л, 1994 с.301-315

 

Получайте анонсы новых материалов прямо на почту!
Подпишитесь на обновления сайта Астрология и Нумерология и Вы всегда будете в курсе новых статей.

А впереди у нас мнооого интересного и загадочного! :)

Просто введите свой e-mail и нажмите кнопочку:



Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий