СЕМИРА И В.ВЕТАШ
МУЗЫКА ПЛАНЕТ
смысл и цвет музыкальных тональностей (отрывок из статьи)
Астрология и музыка — две ветви культуры, которые наиболее явно описывают нашу психику: музыка — как искусство, астрология — как наука. Они основываются на одних и тех же свойствах резонанса человеческой души, выявляя то, что ей созвучно. Поэтому Зодиак тоже может звучать. А средствами астрологического аппарата можно рационально описать психологический смысл музыки.
Как мы можем сопоставить звуки музыки планетам или знакам Зодиака? Нота в современной музыке сама по себе не имеет определенного значения: она получает его только в соотнесении с другими нотами. Зато определенный психологический смысл стоит за музыкальной тональностью, для которой данная нота является опорным звуком. Это позволяет нам сопоставлять общепринятый в музыковедении спектр значений музыкальной тональности с тем символическим образом, который стоит за планетой или знаком Зодиака.
Когда-то нот, как и планет в средневековой астрологии, было семь. Но гораздо раньше, чем астрология перешла от средневекового септенера к системе 12 планет, соответствующих 12-ти знакам Зодиака, музыка вышла за рамки семи нот, и с введением равномерной темперации окончательно установилась 12-ступенная гамма. Сейчас мы к открытым десяти планетам добавляем гипотетические Прозерпину и Вулкан, чтобы знаки Девы и Весов также имели своих полноправных управителей, а на практике используем самый крупный из астероидов Солнечной системы Цереру и планетоид Хирон как их заместителей. И, таким образом, 12 музыкальных тональностей, каждая из которых берет за основу определенную ступень, можно соотнести с 12-ю планетами.
Самыми музыкальными планетами в астрологии считаются Юпитер и Нептун (Юпитер — по септенеру, Нептун — по системе 12-ти планет). И поэтому не случайно в дошедшей до средневековья пифагорейской традиции, говорившей о «музыке сфер», основой наиболее привычного нашему слуху звукоряда (мажорной гаммы) является Юпитер. По этой средневековой системе, которую описывает французский оккультист Фабр д’Оливе, ноты гаммы соответствуют планетам септенера таким образом:
ДО — Юпитер
РЕ — Марс
МИ — Солнце
ФА — Меркурий
СОЛЬ — Венера
ЛЯ — Луна
СИ — Сатурн
Этот порядок нот аналогичен порядку планет в системе семиконечной Звезды Магов, которая является основой средневековой астрологии, с той лишь разницей, что Венера и Меркурий в нём меняются местами. Звезда Магов, вершинами лучей которой являются семь планет, описывает последовательность дней недели (если 24 раза пройти по лучам звезды: отсчитывая 24 часа, то начав, скажем, с точки понедельника, которому соответствует Луна, мы попадем в точку вторника, которому соотвествует Марс[1]).
В средневековой астрологии планет, как некогда и нот, было семь (точнее, пять планет, Солнце и Луна, которые в астрологии тоже попадают под категорию «планет»). Эти семь планет традиционно соответствуют спектру радуги, и такая последовательность в цветовом отношении является оптимальной, так как Меркурий в цветовом отношении ближе к тонам ян (мужским, красно-желтым), а Венера – инь (женским, сине-зеленым).
Расширим средневековую шкалу до 12 нот и заполним пропуски недостающими планетами по смыслу, имея в виду, что переход между звуками должен быть плавным. Тогда между Юпитером и Марсом встанет Плутон, имеющий властные качества обоих. Рядом с Меркурием окажется сливающийся со светилом Вулкан или Хирон (первый из открытых астероидов-кентавров, занимающих промежуточное место между видидими и невидимыми глазом планетами: между Сатурном и Ураном и символизирующий роль посредника между высшим и низшим мирами. Это мифический учитель героя Геракла, певца Орфея и врача Асклепия.) Отношением к культуре и искусству, эстетизмом и творческой функцией, ощущением покоя равновесия (что делает его управителем знака Весов) Хирон сходен с Венерой, а посреднической ролью — с Меркурием.
Между Хироном и Венерой окажется Прозерпина или Церера, сочетающая рациональность и природное начало Венеры. (Прозерпиной иногда называют гипотетическую планету за Плутоном, которая вызывает отклонения его орбиты. Церера – самый большой из пояса астероидов, расположенных между Марсом и Юпитером. Это значимая точка Солнечной системы, поскольку согласно законам Кеплера, в этом месте должен быть равноправный планетам небесный объект). Образ Цереры и Прозерпины: символизирующих взаимопереход жизни и смерти и связанных с началом осени и знаком Девы, связывает единый греческий миф о смерти и возрождении природы.
А между Луной и Сатурном поставим Нептун, планету души и веры, религии и высшей любви: сочетающую лиричность Луны и пассивное фаталистическое смирение Сатурна. Можно также вспомнить, что Си бемоль, соответствующий этой планете, в системе звукоряда предшествовал Си как более музыкальный звук (он обозначается буквой В, второй по счету, в то время как звук Си был введен позднее, получив в соответствие букву Н), а потому естественно сопоставить его самой музыкальной планете. На оставшееся место не часто используемых музыкантами тональностей Соль диез/Ля бемоль неожиданно встанет резкий Уран между Венерой, сходной с ним светлыми эмоциями, и мечтательницей-Луной, близкой с ним фантазиями.
А теперь для проверки получившейся системы используем традиционные музыкальные значения тональностей, соответствующих 12-ти ступеням гаммы. Кроме того, сопоставив гамме радужный спектр, разделенный на 12 частей, можно подтвердить это распределение также цветом. Многие композиторы «видели» цвет тональностей, и, хотя полного единства в их взглядах нет, система сопоставления гаммы и радуги остается наиболее бесспорной[2].
В сводной таблице приводится соответствие нот и планет, цвет по радужному спектру и значение тональности из музыковедческой литературы[3]. Для описания использовался главным образом мажор, значение которого проявляется более ярко. После трактовки приведены примеры наиболее известных произведений данной тональности.
тональ- ности |
планета, ее и |
архетипическая идея и характеристика планеты |
характеристика тональностей в литературе |
примеры классических музыкальных произведений |
ДО |
ЮПИТЕР: громовержец, царь ………………. ПУРПУРНЫЙ торжественность, |
Общественное объединение, мысли, |
Торжественность, свобо- да, духовность в мире.
|
Симфония «Юпитер» Моцарта, |
ДО # и РЕ
|
ПЛУТОН: подземный мир и смерть, власть ……………….. БАГРЯНЫЙ: cтрастность |
Скрытые
|
Углубленно-лиричес- кая важность (в мажоре). |
Лунная
|
РЕ — |
МАРС: военный ………………. КРАСНЫЙ: активность[4]
|
Весеннее плодородие, разрушение |
Блеск, радость, страстность, проявление в мир. В
|
9 5 Реквием |
РЕ и МИ
|
СОЛНЦЕ: ……………….. ОРАНЖЕВЫЙ энергия
|
Всеохват жизни, пол- нота и
|
Героика, тепло, комфорт.
|
Концертная симфония Моцарта,
|
МИ
|
МЕРКУРИЙ: вестник богов и ЖЕЛТЫЙ: контакт ахром. потеря |
Рациональная функция: энергия
|
Свет, сияние, тепло; «свет смерти (бездны)»; |
«Весна» |
ФА[5] |
ВУЛКАН: кузнец ………………. ЛИМОННЫЙ: утонченность
|
Бог
|
Пасторально-идиллическая естественность, спокойствие,
|
6 |
ФА и СОЛЬ |
ЦЕРЕРА: мать-земля и ее ……………….. ЗЕЛЕНЫЙ: ахром.СЕРЫЙ естественность |
Умирание и возрождение
|
Сухость, жесткость, |
Фа диез:соната N1 Шумана; сонаты N4, Соль бемоль: 3 экспромт Шуберта . |
СОЛЬ |
ВЕНЕРА: ……………….. БИРЮЗОВЫЙ свежесть, нежность.
|
Природа, жизненность, юность,
|
Веселая, безразличная, ное |
«Музыка 40 3 и 4 |
СОЛЬ и ЛЯ |
УРАН: ……………….. ГОЛУБОЙ: удаленность, идеализм
|
Пространство, свет, мысль, дух;
|
Благородство, оригинальность, |
Ля бемоль характерна для Соль бемоль: 2 соната Скрябина. |
ЛЯ |
ЛУНА: ……………….. СИНИЙ: отвлеченность романтичность |
Преемственность существования
|
Лирическая, личная |
7 Самая
|
ЛЯ и СИ |
НЕПТУН: морские ………………. УЛЬТРАМАРИН: трансцендентный
|
Непостижимый исток жизни, ритмы . |
Высшая любовь, ликующее зенит лирика до страсти. |
1 6 2 4 33
|
СИ |
САТУРН: ……………….. ФИОЛЕТОВЫЙ ахром.ЧЕРНЫЙ скорбь, |
Материя, ограничения, время, |
Напряженно-драма- тическая и скорбная |
6 |
.
Таким образом, опора на древние архетипы углубляет понимание смысла тональностей, выстраивая бессознательные и субъективное психологические ощущения в объективную систему общечеловеческого восприятия. То, что система музыкальных тональностей, как и система планет со временем была дополнена (от 7 различаемых элементов до 12-ти) свидетельствует о развитии эстетического восприятиячеловека. (Аналогично и система цветов: язык свидетельствует о том, что желтый и зеленый не различались в русском, или зеленый и синий – в японском языке: некогда древние люди различали три цвета, сегодня мы видим 700 оттенков. Зрительная функция ушла несколько вперед по сравнению со звуковой.) Из таблицы видно, что наиболее дисгармоничные и наименее доступные классике тональности соответствуют планетам трансформации — Урану и Прозерпине (так иногда называют гипотетическую планету за Плутоном, которая вызывает отклонения его орбиты). Или Церере (эта самый большой из пояса астероидов, расположенных между Марсом и Юпитером. Это значимая точка Солнечной системы, поскольку согласно законам Кеплера, в этом месте должен быть равноправный планетам небесный объект). Образ Цереры и Прозерпины: символизирующих взаимопереход жизни и смерти и связанных с началом осени и знаком Девы, связывает единый греческий миф о смерти и возрождении природы.
[6] показывают, что эстетическая информация закономерно находится в противофазе с семантической
(новой в смысловом отношении). Уран же и Церера/Прозерпина — это то, что трансформируют нашу жизнь и вносит в неё принципиально новое.
В целом тональности с большим количеством знаков порой воспринимаются «жесткими» (резковатыми для слуха: в этом смысле, например, окраска си мажора помогает выразить Чайковскому в 6-й симфонии «торжество сил зла»). И это согласуется с жестким (психологически зачастую неприятным) влиянием соответствующих планет (в данном случае Сатурна). Безусловно, предпочтение композиторами тональностей связано также с особенностями их личного гороскопа. Так, Балакирев, будучи Козерогом, предпочитал Си. В гороскопе Вивальди, для которого характерна тональность Соль, Венера — самая проблематичная планета (наибольшая дисгармония карты — квадрат Луны с Венерой, а Луна сильная, в Раке — и толкала его на творчество). Одна из характерных для Моцарта тональностей — Ре мажор, дававшая возможность добиться яркого звучания скрипки — и Марс в гороскопе Моцарта несет на себе второй по напряженности аспект его гороскопа после оппозиции Солнце-Нептун, сделавшей Моцарта композитором (что показывает, как у великой личности достоинствами становятся и проблемные точки гороскопа. Более подробный анализ предпочтения тональностей в связи с гороскопом композитора представил бы интерес, но выходит за рамки данной статьи, цель которой — сделать шаг к единой картине мира, обратив внимание на астрологическую модель как возможный инструмент культурологических исследований).
Интерпретация тональностей через разработанные астрологией образы планет может не только дать понимание личности композитора, но и в явном виде раскрыть содержание произведения. Например, в увертюре Чайковского «Ромео и Джульетта» происходит движение от Си минора к Ре бемоль мажору — от Сатурна к Плутону: это идея страсти (Плутон), побеждающей смерть (Сатурн). Побочная партия в экспозиции проводится в Ре бемоль мажоре, в репризе — в Ре мажоре, а в коде есть переход к Си мажору: тональности Плутона — Марса — Сатурна: от страсти — к борьбе — и смерти.
Не только планета может прояснить значение тональности, но и свойства тональностей могут добавить информацию о качествах планет. Так, тональности Си бемоль и Ля бемоль (Солнца и Урана) близкородственны к одноименному минору. И мы можем сказать, что символизирующие собой качества всеохвата и разумного начала Солнце и Уран объединяют в себе грустное и радостное так, что наше отношение к тому и другому перестает различаться. Таким образом, мы видим, что сопоставление планет и тональностей имеет смысл и может оказаться продуктивным как для музыковедения, так и для астрологии.
Через значение планеты каждому знаку Зодиака также можно сопоставить определенную тональность и произведения, написанные в этой тональности.
Кроме того, каждому знаку Зодиака ближе определенный характер музыки, который наиболее полно выражает в своем творчестве композиторы, родившиеся в этом знаке[7] (О цветовидении тональностей у разных композиторов можно почитать в книге «Поэма огня» Ванечкиной и Галеева.) (Об этом смотри главу «Музыка» из книги «Астрология творчества» с анализом гороскопов композиторов, включающим все наиболее значимые астероиды для анализа творчества.
Таким образом, через гороскоп каждому человеку теоретически можно подобрать его музыку, которая была ему близка и гармонизировал бы качества его личности.
[1] Соответствия названий дней недели планетам являют общечеловеческую универсалию и до сих пор сохраняются во многих языках: от английского и французского до хинди и японского.
[2] Необходимо сделать оговорку. Так как в действительности До диез не равен Ре бемолю, а также существует различие мажора и минора, Плутону будут соответствовать не одна, а три тональности: Ре бемоль мажор, До диез мажор и До диез минор, которые с точки зрения квинтовых соотношений не считаются
родственными. Однако в рамках нашего подхода, проецируя тональности на 12 ступеней, мы можем ограничиться высотной координатой и условно считать До диез равным Ре бемолю. Все же, как более сложную систему, приведем квинтовые круги родства мажорных и минорных тональностей и соответствующие им планеты и по септенеру, и по современной системе. Квинтовый круг тональностей образуется из музыкального септенера так же, как из Звезды Магов получается последовательность дней недели. Описанные двойной
системой планет, тональности До диез и Ре бемоль различаются.
|———————————————————мажор————————————————-|
доь сольь реь ляь миь сиь фа до соль ре ля ми си фа# до# соль# ре# ля#
|—————————————————минор—————————————|
система септенера
Юпитер Венера Марс Луна Солнце Сатурн Мерк Юпитер Венера Марс Луна Солнце Сатурн Мерк Юпитер Венера Марс Луна
| система 12-ти планет |
Сатурн Церера Плутон Уран Солнце Нептун Мерк Юпитер Венера Марс Луна Хирон Сатурн Церера Плутон Уран Солнце Нептун
Так как не все тональности могут быть и мажорными, и минорными, в мажорном круге Плутон попадает в область Марса или Юпитера, а в минорном — только в сферу Юпитера, и аналогично другие планеты. Таким образом, значение мажора и минора накладывает отпечаток на проявление свойств планеты. Вулкан/Хирон всегда принадлежит сфере Солнца.
[3] Трактовка тональностей цитируется по литературе:
Григорьев С. Теоретический курс гармонии. М.,1981, с.301-341.
Вульфиус П. Франц Шуберт. М., 1983, с,142-143.
Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио.Л., 1970, с.42-60.
Хохлов Ю. Шуберт. М., 1972, с.200-202.
[4] В музыке по характеристикам Римского-Корсакова и Скрябина она считается золотой (подобно тому, как в Китае наибольшая активность и позитивность ян описывается жёлтым цветом, а в более жёстком западном мире это значение передает более материальный красный).
Сопоставляя музыкальные тона планетам по цвету, следует также иметь в виду разницу между чистой (радужной) гаммой, которой мы описываем музыку, и той цветовой гаммой, которая окружает нас в повседневной жизни. В последнюю входят также смешанные и ахроматические цвета, которых нет в радуге, но которые мы обычно используем для описания психотипа человека (воспринимая его облик, окружённый материей Земли). Согласно этой гаммы
мы сопоставляем Сатурну чёрный. Но описание музыки требует чистого спектра, и Сатурн условно приобретает свечение фиолетового, наиболее тёмного цвета радуги. Система соотношений в радужной и земной гаммах несколько различны: так же как отличается наше восприятие чистых вибраций от восприятия конкретного мира.
[5] Высотные сферы звучания ФА и МИ близки и могут перекрываться, если мы будем рассматривать нетемперированный строй, поэтому тональность МИ также можно считать Меркурием, а ФА —
Хироном. Естественно считать, например, «Весну» Вивальди написанной в тональности Меркурия, соответствующего весеннему знаку Близнецов, а «Осень» — в тональности Вулкана/Хирона, архетипа
осеннего знака Весов, хотя «Апассионата» отражает скорее простоту эмоций Меркурия. По цвету также МИ более сопоставим Меркурий, а ФА — Вулкан (Хирон).
[7] Подробнее в статье: Семира и В.Веташ «Астрологическое музыковедение и его перспективы.» в сборнике «Астрология. Век ХХ.» М, 1991 с.116-124; а также в книге: Семира и В.Веташ «Искусство астрологии». Л, 1994 с.301-315